История Лезгин
Введение
Их земля (Лезгистан) была одним из древнейших очагов цивилизации на Кавказе, Объединившись в единый племенной союз еще в глубокой древности, лезгины смогли создать свое государство, развить оригинальную материальную и духовную культуру. Она имеет много общего с культурами древнейших закавказских (кутии, хурриты) и малоазийских (хатты) цивилизаций. Ученые предполагают, что лезгины и другие северокавказские народы (аварцы, чеченцы, адыги, ингуши, даргинцы, лакцы, кабардинцы) являются потомками и наследниками этих ныне ушедших в небытие цивилизаций. Лезгины до сего дня смогли сохранить свой язык, культуру, вопреки бесконечным завоевательским походам иноземцев.
В силу исторических ошибок ныне лезгинский народ разделен на две части между Россией и Азербайджанской республикой, и он не имеет собственного национально-государственного образования. Именно по этой причине до сих пор не была написана история лезгинского народа, как единого целого. А такая работа сейчас очень нужна. Поэтому мы предлагаем вниманию взыскательных читателей краткий научно-популярный очерк лезгин, составленный по уже опубликованным материалам, в которых так или иначе приводятся и сведения, касающиеся лезгин. Привлечены также свидетельства древних историков, географов, путешественников, филологов, других ученых.
История каждого народа — своеобразное зеркало для потомков. Заглядывая в него, люди хотят увидеть образец для подражания, проследить связь времен, суть происходивших и происходящих в жизни народа перемен. Исторические знания помогают правильно оценить день вчерашний, сделать верные выводы на будущее.
Создавая настоящий очерк, мы не претендовали на фундаментальность исследования, напротив, явления лезгинской истории освещены в стиле научно-популярной литературы. Этот очерк мы адресуем тем людям, которые имея глубокий интерес к истории своего народа, своей Родины, не имеют вместе с тем возможности ознакомиться с трудами профессиональных историков, чьи исследования, к сожалению, выпускаются в свет мизерными тиражами и поэтому до многих не доходят.
ГЛАВА I
Географические условия Лезгистана были благоприятны для расселения древних людей. Они обосновывались на берегах рек и речушек, у источников воды в лесах и предгорьях. Археологические раскопки свидетельствуют о занятиях местного населения - сначала собирательством, охотой, позднее - рыболовством, животноводством и земледелием. Люди научились изготовлять охотничьи приспособления, земледельческие орудия, домашний инвентарь. Лезгистан был богат животным и растительным миром, природными ресурсами. Реки и море изобиловали рыбой, в лесах и низменных просторах обитали сотни видов диких животных и птиц. В процессе развития земледелия, научились выводить местные сорта пшеницы, ячменя, ржи, проса, овса, полбы, гороха, бобов. В борьбе с природой древние люди вынуждены были объединяться в малые и большие группы. Великим достижением для них было овладение огнем. Сначала его добывали из естественных источников (пожары, происходящие в результате удара молнии. Самовозгорание нефти, торфа). Потом научились извлекать огонь при помощи примитивных приспособлений (трением древесины, высеканием искры из кремния и т. д.). Огонь дал человеку силу, служил источником света и тепла. Почтительное отношение лезгин к огню сохранилось до сегодняшнего дня в виде языческих верований и обычаев. Предки лезгин прошли все этапы первобытнообщинного строя. Постепенно совершенствовались орудия труда. Появились лук и стрелы, приручались дикие животные, люди научились добывать и обрабатывать металлы. Параллельно происходило становление языка и культуры. Собирательство и охота утратили былое значение, и главными занятиями людей становились земледелие и животноводство, развивалось ремесло. В связи с изменениями в экономике зарождались и новые общественные отношения. Это способствовало расслоению людей на богатых и бедных. Первобытнообщинный строй постепенно распадался, уступая место рабовладению раннему феодализму. К сожалению, эти процессы, касательно лезгин, не изучены в достаточной мере и приходится апеллировать к общим законам развития человеческого рода, в том числе и той его части, которая издревле жила на территории Кавказа и сопредельных регионов. Можно выразить уверенность, что первобытные лезгинские племена развивались примерно также, как и другие кавказские объединения древних людей, ибо у лезгин с ними много общего и в материальной, и в духовной культуре. С распадом первобытнообщинного строя создавались предпосылки для образования крупных племенных союзов, развитию признаков государственности.
ГЛАВА II
Эти процессы происходили повсеместно на территориях обитания лезгиноязычных племен: от реки Араке — на юге, до Дербентского прохода — на севере. Стремление к государственному объединению диктовалось прежде всего необходимостью защитить свои земли от многочисленных кочевых племен, проникавших к лезгинам как с севера, так и с юга. В такие государственные образования в разные времена входили родственные лезгинам хурриты, касситы, луллубеи, кутии, маннеи, леги, нахи, кахи, лпины и множество других племен, имевших своих вождей и царей. Эти племенные названия или этнонимы до сих пор сохранились в лезгинской микротопонимии, антропонимии и патронимии.Страбон свидетельствует о том, что албаны объединили вокруг себя большинство местных племен и занимали территорию между иверами (грузинами) и Каспийским морем. Именно на этих землях и поныне проживают как собственно лезгины, так и другие лезгиноязычные народы — цахуры, рутулы, крызы, будухи, хиналуги, хапуты и др.. Птолемей указывает, что Албания граничила на севере с Сарматией. Что касается направления на север, то там и ныне проживают кавказоязычные народы, имеющие близкое языковое родство с лезгинами — аварцы, лакцы, даргинцы, андийцы, ботлихцы, гунзибцы, чеченцы, ингуши и др.. Эти же пределы древней Албании упоминают Плиний и М. Хоренскик..Албаны — одно из крупных и сильных лезгинских племен. В память о них" осталось село Алпан в Кубинском районе, ряд сел с аналогичным названием в других районах Азербайджана и Дагестана. Лезгины сохранили и наименование древнего, языческого бога огня Алпана. Молния по-лезгински называется «ц!айлапан». Эти этнографические и топонимические сведения позволяют увязать древних албанов с лезгинами, которые и являются прямыми их потомками. Албаны жили на побережье Каспийского моря, от устья реки Самур до устья реки Куры. Поэтому некогда Каспийское море называлось Албанским морем. А на древних картах река Самур называется Албаной. На северо-западе от албанов жили утии — предки современных удинов, чей язык родственней лезгинскому. В предгорьях Большого Кавказского хребта расселились кайтаги, кахи, нахи, ахцахи, мики, филы, куры, леги, гелы, лакзы, маскуты, касы и другие. Их соседями с юга были гаргары. Южнее их в междуречье Куры и Аракса проживали эры, цахи. Эти племена именовались либо по названию их племенного тотемного животного, либо по роду занятий. Античные и средневековые историки утверждают, что на территории Албании проживало 26 племен, близких друг к другу как по языку, так и по культуре. Все они являются предками лезгиноязычных народов, а если взять шире то и иахско-дагестанских. Новейшие исследования историков и филологов свидетельствуют о существовании общекавказского языкового единства. Как сообщают древние историки и путешественники, племена Албании бы ли 'людьми высокого роста, крепкого телосложения, приятной наружности Страбон и Солин отмечают, что албаны были светловолосыми н сероглазыми Когда возникала необходимость, все эти племена быстро объединялись для отражения натиска противника. Что касается рода занятий, то отмечается, что торговля им не была свойственна. У них преобладало натуральное хозяйство совершались бартерные сделки, деньги в обществе особой роли не играли. Правителем Албании — государства лезгиноязычных народов — был царь! Столицей государства считался город Кабала, руины которого находятся в Куткашенском районе Азербайджана. Название Кабала по-лезгински означа- ет — «город, расположенный на двух холмах», от лезгинских слов «къпед» .два и «пел» — холм. Это был крупный густонаселенный город. В нем находился и храм Лупы — языческого божества лезгин. Храмы .посвященные раз'ным языческим богам располагали обширными земельными участками. Жрец главного языческого божества считался вторым человеком з государстве и обладал чрезвычайными полномочиями. Возникновение государства на основе политического и экономического союза лезгиноязычных племен способствовало развитию земледелия, животноводства ,ремесла дальнейшему росту производительных сил, облегчению защиты своих границ в случае нападения неприятеля. Закладывались новые и развивались старые города и села, расширялись экономические контакты с соседними племенами, углублялись культурные связи. Птолемей перечисляет 29 городов и крепостей Албании: Телеба, Гелда, Гектара, Нига, Албана, Шамахея, Хадаха и другие. Если сравнить эти топонимы с современными, то налицо прямая их связь с населенными пунктами, где ныне проживают лезгиноязычные народы. Албания состояла из ряда мелких .царств, которые подчинялись верховной власти албанского царя. Среди них: Филан, Ути, Лакз, Лпни, Шарвап и другие. Любопытную страницу истории Албании составляет ее отношение к Римской империи. 13 I веке до н. э. римляне завоевали Малую Азию и стали продвигаться в Закавказье. На помощь местному населению поспешили и воины из Албании. Натиск завоевателей был отбит. Через несколько лет предводителя римлян Лукулла сменил Помпеи. В 66 году до н. э. этот прославленный полководец устремился в долину реки Куры. Царем Албании в то время был Оройз. Он собрал сильную армию и внезапно напал на захватчиков. В его войске насчитывалось 40 тысяч воинов. А Страбон сообщает, что в случае необходимости Албания могла выставить 60 тысяч пехотинцев и 22 тысячи всадников. Б декабре 66 года до н. э. албаны под предводительством сына Оройза Козиса, чувствуя неудовлетворительный для себя исход битвы, согласились на перемирие. Однако, вскоре римляне нарушили договор и стали продвигаться вглубь Албании. Разразилась новая, еще более ожесточенная схватка, во время которой царевич Козис ворвался в расположение римлян и чуть было не поразил полководца Помпея. Козис получил смертельную рану, а албаны рассеялись по окрестным территориям. Очевидцы свидетельствуют, что в албанском войске сражались и женщины. Это были так называемые амазонки —храбрые воительницы кавказских гор. Легенды о них сохранились до нашихдней. После второго поражения царь Оройз запросил мира. Однако, Помпеи, воодушевленный победами, не соглашался на это. Ка-к бы он ни зверствовал на пути своего продвижения, везде римляне встречали дружный отпор местных племен, что в конце концов вынудило Помпея покинуть пределы Албании. Албания не была покорена. Поэтому вслед за Помпеем сюда пришел другой римский завоеватель Красе, которому также не удалось подчинить эту гордую страну власти римских императоров. Несмотря на это, римляне время от времени повторяли свои грабительские походы в Албанию, но существенных побед не достигали. К сожалению, римляне были не одиноки в своих вожделениях к Албании. Лезгиноязычным племенам приходилось отражать многочисленные нашествия кочевников и с севера. Во второй половине I века н. э. в Албанию вторглись «очевые орды аланов, обитавших в северокавказских степях. Походы кочевников, как правило, сопровождались разрушением городов и крепостей, выжиганием садов и нив, пленением населения. Но и в эти суровые времена албанские племена мужественно защищали свою Родину. Кочевники приходили и уходили, а албаны, как и прежде, оставались хозяевами своей земли. В недолгие периоды мира между очередными нашествиями врагов, лезгиноязычные племена Албании восстанавливали разрушенное, продолжала развивать хозяйство, укреплять дружеские связи с соседями. В то время большим спросом пользовались албанские ткани из хлопка, льна, шелка, изделия гончаров и ювелиров, ковровщиц и кожевников. Развивалось устное народное творчество, вершиной которого стал крупномасштабный героический эпос лезгинского народа о великом и справедливом богатыре Шарвили.
ГЛАВА III
К III веку н. э. усилилась тенденция обособления удельных владений Албании. Их подчинение верховной власти становилось все более и более нормальным. Наиболее сильными владениями-княжествами считались Чур, Шаки, Лпин, Гирдман, Ути, Филап и некоторые другие. Особое внимание привлекает область Чур, название которого с лезгинского переводится как «долина», «равнина». Располагалась она к югу от Дербента на берегу Каспийского моря и имела большое стратегическое значение. Именно здесь располагались знаменитые Албанские ворота — проход между горами и морем. Лезгины это место, то есть Дербент, называют Кьвевар — «двое ворот». Здесь обитали лезгиноязычные племена. Южнее располагалась область Маскат или Мюшкюр На западе простирались земли области Лакз. За нею, в горах -— область Шаки ,с которой граничила область. Лпин. Здесь располагалась древняя столица Албании Кабала или Кьвепел. По обеим берегам реки Гирдман располагалась область Гирдман, богатая металлическими рудами. Южнее находилась область Ути со столицей Партав. У кстокоь Самура были более мелкие княжества Кзх и Цахур. Эти и многие другие области Албании были густо населены и начинены городами, крепостями и селами. Одним из важнейших собы-ий в истории Албании было распространение здесь христианства. Новая религия принималась правящей верхушкой с целью упрочения своей власти. Начало христианизации Албании относится к IV ве- ку н.э. при царе Урнайре. В наиболее крупных и сильных областях Албании стали строиться церкви. Христианам иногда отдавались и языческие храмы, посвященные богам Луны. Солнца Огня и I. д., В пользу церкви местное население отдавало десятую часть урожая. К тому же времени относится экспансия сасанидского Ирана в Албании, Официальной религией этого мощного государства являлся зороастризм, следы которого и поныне остались в верованиях лезгиноязычных и дагестаноязычных народов. Сасаниды разрушали в Албании языческие храмы и строили зороастрийские, распространяя здесь огнепоклонство. Не оставили свои завоевательские планы и римские императоры. С севера на Албанию все чаще стали нападать дикие тюрские племена. Албания в это время находилась в большом напряжении: много сил и средств уходило на организацию противодействия алчным поползновениям завоевателей. На ее экономике сильно сказалась и длительная воина между сасанидами и римлянами.Некоторые племена Албании вынуждены были из равнинных мест переселиться в горы, где было более или менее спокойно. Отдельные племена, не в силах противостоять жесткому давлению противника, физически вымирали или же ассимилировались в чуждой среде, принимая чужой язык и чужую культуру. Албанские ворота — Кьвевар — Дербент оказался в руках сасанидов. Сюда насильно стали переселять в огромном количестве иранские семьи. Такая политика иранских сасанидов способствовала резкому изменению этнического фона вокруг Дербента, принадлежавшего .лезгиноязычной Албании. Областью Чур стал управлять сасанидский наместник Себухт, проводивший здесь проиранскую национальную политику, направленную на вытеснение местных племен. В 451 году в Армении под руководством Вардана Мамиконяна вспыхнуло восстание против сасанидов. Как свидетельствуют современники, в этой войне против сасанидов участвовали воины из Таваспора (Табасарана) и другие лезгиноязычные племена из Будуга, Шудуга, Крыза и Хина, а также племя гелов. В середине V века н. э. против сасанидов восстал албанский царь Ваче, который отнял у них город Кьверар (Дербент). Однако ,это восстание было жестоко подавлено. Албанские цари лишились самостоятельности, а их страна стала одной из областей огромной сасанидской империи. Сасаниды стали укреплять город Кьвевар (Дербент) для защиты от нашествий тюркских кочевников. Именно сасаниды дали этому городу его современное название Дербент.Большим бедствием для Албании и ее населения было нашествие хазар, нанесшее значительный урон экономике и культуре лезгиноязычных племен. В этой ситуации государственные деятели не могли не задуматься о будущем страны. Одним из замечательных государственных деятелей Албании был Виро ,вернувшийся в эти трудные для родины дни из 25-летнего заточения в столице сасанидов. Роль Виро в консолидации усилий лезгиноязычных народов для борьбы с внешними врагами была огромной. Пользуясь поддержкой сасанидской царицы Ширин, являвшейся дочерью албанского царя, он из заточения руководил событиями, происходившими в Албании. Именно он добился восстановления самостоятельности албанских царей, обосновавшихся в области Гирдман. Отныне цари стали называться князьями и первым среди них был Вараз Григор, который немедленно стал готовиться к освобождению североалбанских территорий .завоеванных хазарами. Предводитель хазар Шат находился в это время в Кабале. Виро отправился к нему с ценными подарками и добился некоторого облегчения для местного населения, подвергавшегося поголовному истреблению. В 630 году Виро умер во время эпидемии. После его смерти положение Албании еще более ухудшилось. Она попала под двойное иго: персов и хазар. Именно этот период послужил причиной уничтожения уникальной культуры, созданной лезгиноязычными народами, от которой до сегодняшнего дня почти ничего не дошло, не считая скупых сведений путешественников и историков, а также некоторых археологических находок. Экономика и культура Албании нришла в полный упадок, а набеги кочевников не прекращались — наоборот усиливались с каждым годом. В таких условиях трудно было не только развивать, но и сохранять самобытную культуру. Существуют сведения о том, что в V веке н. э. у албанцев был свой алфавит, с помощью которого записывались исторические события, составлялись летописи, создавалась литература. Предполагают, что этот алфавит создан на основе гаргарского языка, богатого гортанными звуками, и насчитывал 52 буквы. По начертанию букв указанный алфавит походил на грузинский и армянский. Факт существования в Албании единого и понятного для всего населения языка неоспорим. Доказательством тому и создание алфавита. Между тем продолжалось дальнейшее размежевание отдельных областей Албании. Одна из северных ее областей, а именно Лакз, отказалась подчиниться сасанидским наместникам Дербента 'и начала вести самостоятельную политику. Независимой государственной единицей стало и княжество Гирдман. Укрепившиеся здесь михраниды, перенесли свою столицу в Партав. Одним из выдающихся государственных деятелей михранидского. Гирдмана был князь Джаваншир. К востоку от Гирдмана усиливалась область Щарван со столицей-сначала в Шабране, развалины которого сохранились в нынешнем Дивичинском районе Азербайджана, а потом в Шамахе. В этой области жили лезгиноязычные народы, к которым позднее были подселены тэты и персы —выходцы из Ирана. Мелкие, но самостоятельные княжества образовывались и в истоках реки Самур. Независимую политику вели таваспоры — коренные жители области Табасаран. Таким выглядела политическая карта Албании к середине VII века.
ГЛАВА IV
К VII веку относится завоевание Албании арабами и распространение среди лезгиноязычных народов ислама. Во время правления халифа Омара (634—644 г.г.) арабские полчища вторглись в Иран и начали угрожать Албании. Поэтому правитель албанской области Гирдман Джаваншир выступил против мусульман на стороне сасанидского Ирана. В 642 году арабы нанесли сильное поражение персам, захватили Сирию, Месопотамию, Иран и устремились на Кавказ. Основу арабской армии составляла хорошо обученная конница. Пехотинцы набирались, в основном, из числа покоренных народов. Эта армада уничтожала все на своем пути, захватывая несметные богатства. Пятая часть добычи каждого арабского воина отдавалась в казну халифа. Поэтому завоеватели стремились награбить как можно больше, чтобы составить собственный капитал. Алчность и стремление к легкой добыче стимулировали храбрость арабов. Поэтому они одерживали одну победу за другой. Албания оказалась перед лицом огромной опасности. В этой сложной ситуации гирдманский князь Джаваншир попытался заручиться поддержкой Византии, и с этой целью несколько раз встречался с византийским императором Константином II. В 654 году халиф Осман направил на Кавказ армию под командованием Салмана ибн Рабиа. Арабы захватили Арцах и осадили город Партав. В это время на помощь Джаванширу пришли грузины и армяне. Через два года в Арабском халифате началась борьба за власть. Халифом стал Али. Воспользовавшись удобным моментом, Джаваншир собрал большое войско из всех областей Албании. Но этому делу помешали хазары, опять хлынувшие в Албанию с севера. Джаванширу пришлось сразиться с ними. И он заставил их повернуть обратно. Когда после Али халифом стал правитель Сирии Муавия, Джаваншир дважды ездил в его резиденцию — город Дамаск — вел с ним очень сложные переговоры и добился, чтобы его утвердили правителем всей Албании. По во звращении на родину его предательски убили проарабски настроенные михранидские аристократы. Его сменил племянник Вараз-Традат. К этому времени арабы подчинили себе всю обширную территорию вплоть* до правобережья реки Куры. Последний михранид — правитель Гирдмана — Шаруя был увезен в Дамаск и там тайно казнен. В 710 году хазары, основавшиеся в окрестностях Дербента, предприняли очередной опустошительный набег на Албанию. Но продвигавшиеся с юга арабы оттеснили их и заставили отступить на исходные рубежи. Начались продолжавшиеся с небольшими перерывами в течение 200 лет арабо-хазарские войны, вконец опустошившие лезгинские земли. В этих кровопролитных войнах приняли участие все племена Албании, которые смело атаковали арабские гарнизоны. Особенно отличались табасараны и кайтаги. Арабский полководец Джаррах направил против них мощный карательный отряд, который стер с лица земли села Ерси, Дювек, Дарваг. Зил, а жителей и скот захватил в качестве военных трофеев. Вслед за этим событием другой арабский полководец Маслама покорил Дербент и переселил сюда 24 тысячи арабских семей из Сирии. Это было сделано по той же причине, с какой и сасаниды переселяли сюда в свое время семьи персов. Цель была одна—резко изменить этнический фон в этом важном стратегическом районе, чтобы легко было проводить здесь собственную политику. Упорно сопротивлялась арабам область Лакз, не пускавшая их на свою территорию. В этой борьбе царь Лакза Авиз надеялся получить помощь от хазаров. Об этом тайно сообщили наместнику Дербента, арабскому полководцу Мервану. Тот лично возглавил огромную армию и повел ее по долине реки Самур против Авиза. Война Лакза с арабами длилась целый год. Исход противостояния решила смерть царя Авиза, наступившая от тяжелой раны, полученной во время тайного перехода к хазарам за помощью. Марван камня на камне не оставил от резиденции убитого царя, города Стал и обложил оставшихся в живых тяжким налогом, обязав ежегодно доставлять в Дербент 20 тысяч мер пшеницы. Правителем Лакза стал араб Хашрам Судами. Подобным образом, пройдясь по городам и селам с огнем и мечом, арабы покорили области Филан, Микрах и Ахцах. Для того, чтобы овладеть всей Албанией, арабам понадобилось около 100 лет. Утверждая в завоеванных странах исламскую религию, арабы безжалостно уничтожали культурное наследие местных народов, сносили языческие храмы, христианские церкви, зороастрийские молельни и повсеместно воздвигали мусульманские мечети. Уничтожались книги, летописи, произведения мастеров и художников. После арабского завоевания Албания была разделена на несколько административных единиц: Арцах, Шарван, Хурсан, Миран и некоторые другие, Лакз был подчинен Дербенту. Во главе всех административных единиц стояли арабы, передававшие власть по наследству. Местная знать стремилась породниться с арабскими правителями, охотно отдавала за них своих дочерей. Считалось большой честью положить начало роду, происходившему от знатного араба. Так возникали и развивались местные династии, которые забывали о своем истинном происхождении и кичились своей принадлежностью к роду завоевателей. Однако, и огромному Арабскому халифату не суждено было существовать вечно. Началась тенденция к обособлению местных правителей, которые чувствовали себя довольно самостоятельными вдалеке от халифской резиденции — города Багдада. Первым решился на открытый бунт эмир Дербента. Но халиф был еще достаточно силен, чтобы найти управу на ослушников. Поэтому во избежание подобных случаев он часто смещал правителей областей, назначал других. В этой ситуации возникали обиды, создавались балгоприятные условия для противостояния местных группировок, боровшихся за власть. Вместе с этими процессами продолжалось массовое переселение арабов из родных мест на территорию Албании. Арабы вместе с уже укрепившимися здесь персами и татами сильно изменили этнический фон в междуречье Самура и Куры. Лезгиноязычные народы под натиском переселенцев, которых поддерживали правители областей, вынуждены были перебираться в горы, на земли значительно худшие. К этому времени в исламе произошел раскол: образовалась шиитская секта, требовавшая передать халифский престол потомкам Али. Пришедшие к власти Аббасиды перенесли столицу халифата из Дамаска в Багдад и правили здесь в течение нескольких веков. Это был период расцвета халифата который не преминул оказать благотворное влияние и на лезгиноязычные на- роды. Восстанавливались разрушенные города, возрождались экономические связи с соседями. Принявшие ислам лезгины стали развивать науку, литературу, искусство. Арабский язык стал в Лезгистане языком науки и межнационального общения, постепенно вытесняя игравший ранее эту роль персидский язык, который пока удерживал прочные позиции только в области изящной, словесности, поэзии. В местной хронике «История Абу-Муслима» описывается типичный пример образования правящей верхушки и династий не только в областях, но и в отдельных населенных пунктах лезгин. У упомянутого Абу-Муслима, араба по происхождению, было четверо сыновей: Рамазан, Ибрагим, Юсуф и Мухтар-Санджаб. У последнего родилось семеро сыновей. После отбытия Абу-Муслима на свою родину, семеро его внуков обосновались в селении Усуг, что под Шах-ал-Бурзом (гора Шалбуз). Здесь возник конфликт между прибывшими и жителями селения Микрах. Поэтому они из селения Усуг разошлись в другие селения, в которых доныне живут из поколения в поколение. Вот имена сыновей Мухтар-Санджаба сына Абу-Муслима; Сейф-ад-дин, Юсуф, Наср-ад-Дин, Джамал, Абдулла, Хамзат, Али-Бархут. После этого Мухтар-Санджаб построил мечеть в селении Сейф-ад-Дина и умер в нем. Мухтар-Санджаб в свое время разбил войско микрахского Сам-Сама и все дела селения Микрах оказались в руках Сейф-ад-Дина. Юсуф обосновался в селении Куруш, Наср-ад-Дин и Рамазан в селениях Хина и Рутул, Мухаммед — в Шиназе, Джамал — в Яргуне, Абдулла в Курахе, Хамзат — в селении Рича, Али-Бархут — в селении Мака. У Юсуфа было четверо сыновей. Один из них жил в селении Штул, называемом Аиджалом, остальные в селении Курах. Шабан сын Юсуфа жил в селении Хучни, Халибан — в селении Хина, Сейф-ад-Дин — в селении Фий, Рамазан — в Дигахе, Юсуф — в Усуге, Али — в Бачкале, Халид — в Эчехюре, Джамал — в Муруге, Омар и Мухаммед—в селении Ахты, Хорезми —в Алике, Абдулла — в Халтане, Раджаб — в Тпиге, Халифа — в Штуле, Рамазан — в Уиухе, Мухаммед — в Алике. Затем часть их перешла в Кубу, Шарван, Табасаран, Аваристаы, Кумух,Кайтаг, Кубачи, Цудахар, Джар, Катех. Все они — из потомства Абу-Муслима, утверждает хроника. Эти сведения красноречиво показывают, что не только правители областей, но и городов и сел претендовали на обоснование своего происхождения от знатных арабских родов. Несмотря на эту негативную тенденцию, основное население Лезгистана долго противилось исламу, упорно придерживалось языческих обычаев и верований. Об этом свидетельствуют и отголоски язычества, сохранившиеся среди лезгин и поныне. С ними и другими оригинальными материалами можно познакомиться в приложениях, помещенных в конце этой книги.
ГЛАВА V
С ослаблением династии Аббасидов начал постепенно распадаться на отдельные независимые территории и весь халифат. На полную самостоятельность претендовали и разрозненные области Албании. В середине IX века в Шарване правила династия Муайядов. Ее основателем был наместник Шамахи Мухаммед ибн Язид. Заново укрепленный им город Шамахи в его честь стал называться Язидийей. Поздние правители из этой арабской династии стали называться шарван-шахами. Первоначально Шарван был небольшой административной единицей, но Мухаммед ибн Язид расширил ее территорию за счет соседних областей. Уже к X века шарван-шахи претендовали на Дербент. Основным населением Шарвана были лезгиноязычные народы, а также переселенные сюда в разные времена тэты, персы, арабы. В Арцахе, названном при арабах Ар-Раном, правил михранидский отпрыск Сахл ибн Сумбат. Его на этом посту сменил назначенный халифом Мухаммед бин Хамус, который укрепил город Ганцах (Гянджа). В Дербенте правил Хашим ас-Сулами — основатель дербентской арабской династии хашимитов. Он стал правителем Дербента в 869 году, правил самостоятельно и лишь номинально подчинялся халифу. Династия хашимитов просуществовала около 200 лет. В Дербенте стоял сильный арабский гарнизон. Здесь также, как и во всей равнинной части Албании жили переселенцы — таты, персы, арабы и местные лезгиноязычные племена. Дербент контролировал торговлю бакинской нефтью и солью. Правитель Шарвана Мухаммед ибн Язид и Хашим ас-Сулами были близкими родственниками. Более сильный в военном отношении Мухаммед ибн Язид стремился подчинить Дербент своему влиянию. Поэтому между обоими правителями шла скрытая ожесточенная борьба за сферы влияния. К северу от Шарвана было расположено небольшое княжество Лейран, основное население которого составляли также переселенцы — таты и арабы. Вскоре Мухаммед ибн Язид подчинил это княжество Шарвану. Еще дальше на север, на берегах реки Самур находилось царство Лакз. Его население составляли вытесненные из равнинных областей лезгины, будут, крызы, хины и другие лезгиноязычные племена. К X веку Лакз сохранял самостоятельность и не принимал ни зороастризма, ни христианства, ни ислама. Впоследствии он номинально подчинялся то Дербенту, то Ширвану. Во время острых стычек между отпрысками арабских династий правители Лакза назначались эмирами Дербента. Так случилось в 953 году, когда царь Лакза Хашрам был приглашен в Дербент в качестве его правителя. Один из сыновей Шарван-шаха Хайсам был назначен правителем Табасарана. Маленькие полузависимые княжества образовались в горах, где проживали лезгиноязычные народы — цахуры, кахи, эры, удины и другие. Здесь были мощные неприступные крепости, которые не подчинялись алчным рав- нинным правителям. В начале X века правившая в городе Двине курдская династия шеддадидов захватила Ганцах (Гянджу) и основала здесь самостоятельное государство. Вскоре она подчинила своей власти и город Партав с территорией Шамхора. Среди всех этих полусамостоятельных удельных княжеств выделялся Шарван, где в 1027 году пришла к власти местная династия Кесранидов. Правители этой династии происходили из местного коренного населения, по сама себя считали потомками персидских царей, а именно Хосрова Ануширванай. Между кесранидами и шеддадидами установились родственные связи. Породнились они и с дербентскими хашимитами. И шеддадиды и хашимиты в силу известных причин не могли не считаться с мнением кесранидов в вопросах, внешней и внутренней политики. В IX — XI веках через территорию шарван-шахов прошли русы, прибывшие сюда морским путем по Каспию. Кроме русов Шарвану угрожали нашествием тюркские кочевники, хлынувшие в это время из-за Каспийского моря в Иран. К середине XI века в Малой Азии образовалось сильное государство тюрков-сельджуков. Сельджуки были выходцами из Средней Азии и составляли одну из ветвей тюрков-огузов. В 1054 году они захватили Иран и стали угрожать династии шеддадиов. Вскоре она признала власть тюрков, предводителем которых был жестокий завоеватель Тогрул-бек. Спустя 15 лет в номинальную зависимость от преемника Тогрул-бека Алп-Арслана попал и Шарван. Сын шарван-шаха Манучихр был женат на дочери грузинского царя Давида. Этот брак объединил шарванцев и грузин на совместную борьбу с тюрками, хлынувшими в пределы древней Албании, которая прежде никогда не знала их. Шарван сохранял свою независимость ценой огромной дани, выпла- чиваемой ненасытным чужеземцам.
ГЛАВА VI
В начале XII века образовалось монгольское государство, превратившееся впоследствии в огромную империю. Ее возглавил Чингиз-хан. В течение семи лет (1213—1221 г.г.) он покорил Среднюю Азию и Иран. Хорошо обученная монгольская армия быстро продвигалась вперед, подчиняя себе огромные пространства. Полководцы Чингиз-хана Джебе и Субутай в поисках скрывшегося от них хорезмского султана Мухаммеда совершали вместе с войском длинные переходы, облагая местных правителей и население непосильными налогами, грабя и сжигая все на своем пути. Они должны были обогнуть Каспийское море с юга и по истечении трех лет вернуться в ставку Чингиз-хана по северному пути. В 1221 году огромная монгольская армия напала на Грузию, потом на Ганцах и Шарван. Разграбив города и селения, обложив население налогом, она вернулась на зимовку в Иран. В следующем году они осадили столицу Шарвана Шамахи. Население города оказало захватчикам отчаянное сопротивление. Монголы долго не мог- ли проникнуть в крепость. Но вскоре им удалось разрушить в нескольких местах мощные стены. А когда озверевшие воины хрынули в город, началась безжалостная резня. Разграбив Шамахи, монголы двинулись на Дербент. По пути к этому городу они жгли и разрушали все населенные пункты. Исторические хроники свидетельствуют о том, что монголы не смогли взят стены Дербента штурмом, поэтому прибегли к хитрости. Они послали к правителю Дербента несколько воинов со словами: пришлите ваших послов для заключения мира. Правитель Дербента поверил им и отослал в ставку Джебе и Субутая нескольких знатных людей. Монголы схватили их и убили, оста вив в живых только одного. Под страхом смерти ему предложили показать обходную дорогу на север. Тот показал. Так монголы прошли мимо Дербента Отдельные монгольские отряды проникали в предгорья Лезгистана, в частности в область Кюре. Лезгины вступили в схватку с ними, но монголы жестоко расправились с местным населением. Иноземцы с огнем и мечом прошли ют Табасарана до Кумуха, разграбив такие селения, как Касумхюр, Хив, Рича и Чираг. Особенно жестокой была расправа с жителями селения Рича. Таким образом монголы прошли через Кавказские горы и вышли на степные просторы, где обитали кыпчаки. Вслед за походом монголов началось нашествие кынчаков, которые прошли через Дербент на территорию Шарвана. Разоряя все на своем пути они дошли до Ганцаха и, захватив богатую добычу, вернулись в свои степи. Не оправившееся после столь жестоких походов иноземцев местное население опять стало жертвой. Теперь уже для войск Джамал-уд-Дина, сына хорезм-шаха, который решил покорить Закавказье и набрав здесь большую ар- мию, вступить в схватку с монголами, покорившими Хорезм. В 1222 году Джамал-уд-Дин захватил Ганцах (Гянджу) и превратил этот город в свою резиденцию. Отсюда он совершал частые набеги на Армению и Грузию. Он разорил города Тифлис и Двин. Шарван-шах спас свою страну от разорения лутем выплаты Джамал-уд-Дину 100 тысяч динаров. Однако, так долго продолжаться не могло. В 1231 году в Ганцахе вспыхнуло восстание под предводительством ремесленника Бандара. Из-за того, что силы были неравными Джамал-уд-Дину удалось расправиться с восставшими. Руководителей казнили, а Бандара четвертовали. В конце 1231 года Джамал-уд-Дин преследуемый монголами, скрылся в Курдистане, где и погиб близ города Диарбекира.